г. Киров, ул. Преображенская, 79, 3-й этаж

В настоящее время с самого рождения ребенок получает систематическую квалифицированную помощь многих специалистов (педиатра, невролога), проходит обязательные осмотры окулистом, отоларингологом и др. врачами. Невролог или очень внимательная и знающая мама могут заметить задержку в развитии речи на самых ранних этапах развития малыша. Особое внимание нужно проявить к детям, которые во внутриутробном периоде или во время родов испытали какие-то неблагоприятные воздействия (например, наблюдалась асфиксия в результате обвития пуповиной и др.факторы). Они могут стать причиной задержки в развитии не только речи, но и других психических функций и процессов: внимания, памяти, мышления.

Каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе, и все же любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Согласно этапам развития речи ребенка, наблюдайте, как развивалась речь на первом году жизни, зафиксируйте, когда малыш начал гулить, когда появился лепет и первые слова. С года до 2-х лет идет активное накопление словарного запаса, а к концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы! И это первый показатель того, что пришла пора обратиться к логопеду. В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, это наиболее благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и при необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию...) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов. Логопед проведет курс занятий по активизации речи, проследит динамику речевого развития, на основании этого даст рекомендации родителям, как общаться с таким малышом и чего ждать в будущем.

В норме к 5 годам у него должны быть сформированы все стороны родной речи: лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие.

Соответственно, в возрасте 4,5-5 лет следует провести комплексную диагностику речевого развития ребенка, в результате которой могут быть выявлены не только на внешние недостатки речи (неправильное произношение звуков), но и проблемы, связанные с нарушением фонематического восприятия либо грамматического строя речи. Это могут быть стойкие и частые ошибки в изменении окончаний слов, замены или отсутствие предлогов, замены, перестановки или сокращения звуков и слогов в словах (искажения). Например, «скавада» вместо «сковорода», «барелина» вместо «балерина» и пр. Именно по этим причинам велика вероятность возникновения нарушений чтения и письма, которые в будущем могут привести к неуспеваемости по русскому языку и не только.

Следующий важный этап – подготовка к обучению в школе. И мы советуем абсолютно всем родителям показать будущего первоклассника логопеду, даже если у ребенка нет явных логопедических проблем. Большинство детей посещают «Школу развития» в той школе, в которую пойдет ребенок, – это правильно: ребенок знакомится с учителями, с новыми стенами и правилами, получает комплексную подготовку по разным предметам. Тем не менее, групповая форма работы не всегда позволяет выявить трудности у конкретного ребенка, и не гарантирует того, что в дальнейшем первоклассник с легкостью будет справляться с программой, особенно по таким предметам, как чтение и письмо. Часто родители первоклассников сталкиваются с такими понятиями, как дислексия (ошибки при чтении) и дисграфия (ошибки при письме), которые связаны с недостаточностью развития фонематического слуха и со временем усугубляются проблемами в усвоении правил русского языка. Это приводит к стойкой неуспеваемости по русскому языку, плохим оценкам, а главное, к потере интереса к русскому языку, как предмету изучения, к нежеланию учиться, вызванному постоянной «ситуаций неуспеха».

Именно поэтому важно вовремя выявить возможные трудности и начать своевременную работу, в чем поможет грамотный логопед. Благоприятный период для предупреждения нарушений письменной речи – с 5 до 7 лет, поэтому к логопеду лучше обратиться, когда ребенку около 5 лет, и начать систематические занятия.