"Ваш Логопед" в г. Кирове

Центр коррекции и развития речи

+7 (8332) 47-77-15

ул. Московская, 24-А, г. Киров

В психологии существует понятие «сензитивный период развития». Это такой период, в течение которого наиболее быстро и успешно формируются какие-либо навыки и функции психики и нашей деятельности. В этот сравнительно короткий период психика человека наиболее восприимчива к формированию определенного навыка, и никогда больше мы не сможем уже так легко и быстро овладеть им. Например, все мы знаем, что примерно к 1 году дети начинают ходить, таким образом, этот возраст является сензитивным периодом для овладения навыком ходьбы. Конечно, когда речь заходит о каждом конкретном малыше, то о таких периодах мы говорим строго индивидуально.

Сензитивным периодом для развития речи является возраст от 0 до 6 лет. Важно помнить, что высокая восприимчивость психики не гарантирует того, что навык сформируется сам по себе. Человек – существо социальное, и вне обучающей человеческой среды ребенок человеком не вырастет (вспомните про детей-маугли, выросших среди животных).

Что же нужно сделать, чтобы ваш ребенок заговорил?

1. Разговаривайте с ребенком. Разговаривайте, как можно раньше и как можно больше, начинайте с внутриутробного периода, сформируйте такую привычку у себя. Во-первых, этим вы развлечете себя, во-вторых, ребенок раньше начнет понимать то, что его окружает.

2. Комментируйте то, что вы делаете с ребенком, называйте предметы, которые вас окружают. Это можно делать уже с периода новорожденности. Говорите, когда переодеваете ребенка, купаете его, гуляете по улице. Так накапливается пассивный запас слов (слова, которые ребенок знает, но не может произнести).

3. Находите альтернативные варианты общения. Просите показать. Пытайтесь спрашивать так, чтобы ребенок мог ответить «да» или «нет».

4. Одним из приемов активизации речи может служить разговор по телефону. Этому нужно учить, т.к. придется объясняться с собеседником, которого малыш не видит. Приобщите к этому ребенка. Попросите своего собеседника задавать вопросы, на которые ваш ребенок сможет ответить «да-нет». Поначалу пусть слушает – пусть его похвалят, спросят, кушал ли сегодня кашу, ходил ли гулять? Сначала ребенок не будет отвечать, он может смотреть на телефон, как бы пытаясь увидеть говорящего, улыбаться. Помогайте ему, отвечайте за него, постепенно он поймет, что нужно говорить.

Можно сформировать ежедневные ритуалы: например, звонок бабушке. Конечно, не с каждым собеседником позволишь общаться ребенку – это и не нужно. Объясняем: это звонят маме, а Машенька будет звонить бабушке.

5. Вместе читайте книги по возрасту и рассматривайте картинки. Рисунки в книгах должны быть максимально реалистичными. Эти книги помогут вам ознакомить ребенка с окружающим миром, с предметами. Комментируйте то, что изображено на картинках.

Возможные варианты взаимодействия в процессе чтения книг и рассматривания картинок:

1) ребенок показывает на картинку, взрослый озвучивает.

2) взрослый спрашивает, где «зайка», ребенок показывает. Если не угадывает, то спрашиваем еще пару раз, если упорствует, то озвучиваем то, на что показывает ребенок, а потом сами пальцем показываем: «Вот зайка».

6. Новые слова проговариваем медленно и четко, как бы по слогам. На каком-то этапе развития, ребенок начинает класть вам на губы ручку. Говорят, малыш таким образом пытается не только услышать, но и «потрогать» звук, т.е. он изучает звуковую вибрацию.
Говоря какое-нибудь слово, произносим его сначала обычно, контролируем, чтобы ребенок посмотрел на лицо взрослого, на губы, увидел, как взрослый произносит слово еще раз четко и медленно. Даем потрогать губы во время произнесения, сами подносим ручку ребенка к своим губам.

Конечно, не обязательно так делать со всеми словами – используем для усвоения новых слов. Главное, чтобы ребенок понимал, что это слово означает.

7. Не старайтесь обучить сразу большому количеству слов. Лучше медленно, но каждый день, систематически. Берите ребенка на ручки и обходите комнату, показывая и называя разные предметы, их признаки, показывайте и озвучивайте действия, которые производим с этими предметами. Ребенок сам подберет свой темп изучения слов. К тому же, какие-то слова ему могут понравиться, а какие-то нет.

Однажды моя шестимесячная дочка лежала рядом со мной на диване, и когда я сказала ей: «Сейчас пойдем кушать тыкву и кабачок» - она залилась звонким смехом. После этого я еще раз 20 повторила слова «тыква и кабачок» в разных вариациях – реакция была та же. Тут уже хохотали все члены семьи! Что вызвало такую радость? Звучание новых слов, вероятно.

8. Поначалу обучайте легким словам, где используются звуки, которые уже есть в речи малыша.

9. Делайте массаж рук ребенку и осваивайте пальчиковые игры.

10. Массажный мяч-колючка - еще один помощник в развитии речи и мелкой моторики. Дайте ребенку такой мяч как можно раньше. Пусть он осваивает манипуляции с ним.

И последний совет… Дорогие родители, если несмотря на все ваши усилия, ребенок не начал говорить к 2,5 годам (в норме к 3-м годам уже складывается фразовая речь), обратитесь к специалистам: неврологу, логопеду. Необходимо вовремя выяснить причины возникновения задержки развития речи, чтобы своевременно скорректировать ее.

Желаем, чтобы ваши малыши осваивали все навыки легко и быстро!