Форматы работы центра развития и коррекции «Ваш логопед»

В педагогике традиционно применяются следующие форматы работы:

  1. Индивидуальные занятия.
  2. Подгрупповые занятия.
  3. Групповые занятия.

Каждый формат имеет свои преимущества и применяется исходя из целесообразности. Мы будем говорить о детях с нарушениями речи. В государственных дошкольных учреждениях в группах компенсирующей направленности используются все форматы работы для решения различных задач.

Существуют нормативы наполняемости групп для детей с ОВЗ, определенные «Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", согласно которому принята следующая наполняемость групп детей:

  • для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
  • для детей с фонетико-фонематическими нарушения речи - 12 детей;
  • для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет,для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет

Групповые занятия проводятся, как правило, в старшем дошкольном возрасте. В младших и средних группах логопедические занятия проводятся по подгруппам. Логопед или дефектолог на данных занятиях решает общие задачи и дает материал, необходимый для изучения всеми детьми независимо от структуры нарушения (например, работа по развитию словаря, грамматики, связной речи).

На индивидуальных занятиях решаются задачи, направленные на коррекцию нарушения конкретного ребенка: постановка звуков, коррекция звуко-слоговой структуры слов, закрепление или уточнение материала групповых занятий.

Дети попадают в такие группы по результатам прохождения ПМПК (Психолого-медико-педагогической комиссии). Комплектование проходит с учетом возраста и установленного диагноза.

В условиях частных центров логопедические занятия проводятся, как правило, в индивидуальном формате, т.к. структура дефекта у каждого ребенка своя. Специалист подбирает приемы работы, необходимые конкретному ребенку. Даже способы постановки одного и того же звука у разных детей будут разные, т.к. различны причины нарушения и его проявления.В отличие от муниципальных детских садов, длительность индивидуального логопедического занятия в частном центре больше, специалист успевает провести больший объем работы.

Итак, преимущества индивидуальных занятий:

  • на занятии решаются задачи по устранению недостатков, присущих данному конкретному ребенку;
  • все внимание специалиста сосредоточено на одном ребенке, поэтому работа наиболее продуктивна.

При этом наиболее энергозатратна для ребенка. У него нет возможности отвлечься на сверстников или «передохнуть», когда спрашивают другого ребенка. Давайте помнить об этом. Достаточное время для продуктивной работы у старших дошкольников составляет не более 25 минут!

Также в индивидуальной форме проводят свои занятия нейропсихолог и специалист по сенсорной интеграции. Эти занятия более продолжительны по времени (от 40 минут до 1,5 часов), решают широкий спектр задач, начиная от сенсомоторного уровня до развития высших психических функций (всех видов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).

В нашем центре также широко применяется групповой формат работы на развивающих занятиях, которые имеют общую цель для детей определенного возраста: