Кинезиология — наука о движениях человеческого тела, которая позволяет развивать умственные способности и укреплять физическое здоровье через определенные двигательные упражнения. Можно назвать этот комплекс «гимнастикой мозга», которая позволяет выявить скрытые способности человека благодаря пластичности мозга.
Улучшаются сила, равновесие, скорость и точность движений, работа нервной системы становится более стабильной. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кинезиология рекомендуется для каждого, кто желает улучшить качество и содержание своей жизни, избавиться от различных болей в теле и получать удовольствие от движений.
Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии, в том числе при аутизме, РАС, СДВГ, задержке развития, нарушениях поведения и умственной отсталости.
Такая гимнастика также поможет, если у ребенка отмечаются следующие проблемы:
- Сложности с освоением бытовых навыков (пользоваться ложкой, вилкой, одеваться/раздеваться, завязывать/развязывать шнурки, застегивать застежки, самостоятельно ходить на горшок).
- Задержка моторного развития (неуверенно ходит, бегает, не может подниматься/спускаться по ступенькам, прыгать).
- Моторная неловкость: натыкается на предметы, падает, проливает, разбивает.
- Проблемы в развитии мелкой моторики.
- Трудности координации и регуляции движения: действует импульсивно, не может остановиться или начать действие.
- Речедвигательные трудности.
- Сложности формирования учебных навыков (неусидчивость, невнимательность, неразборчивый почерк, низкая успеваемость).
- Трудности в освоении моторных активностей - езда на самокате, велосипеде, в играх с мячом и тд.
Сертифицированный кинезиолог проводит диагностику развития моторной сферы ребенка, анализирует поведение и способы взаимодействия с родителями и окружающей средой, изучает анамнез и проводит опрос родителей.
После этого разрабатывается индивидуальная программа движений и упражнений, которая способствует целостному развитию организма.
Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации когнитивных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма. И, как следствие, изменяется поведение ребенка, он лучше начинает воспринимать и обрабатывать стимулы из окружающей действительности и регулировать свои поступки.
Цели кинезиологических занятий:
- Повышение самостоятельности через расширение круга доступных двигательных навыков.
- Развитие межполушарной специализации.
- Выработка новых межполушарных связей.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие крупной и мелкой моторики, координации, равновесия.
- Развитие глазодвигательных умений.
- Тренировка свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости).
- Повышение качества движений: скорости, точности, плавности.
- Развитие задатков и способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
- Устранение дислексии и дисграфии.
Примеры упражнений:
- Растяжки - нормализуют тонус мышц опорно-двигательного аппарата.
- Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают уровень энергии.
- Телесные упражнения - развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения (стимы) и мышечные зажимы.
- Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют моторику органов артикуляции.
- Самомассаж - воздействует на биологически активные точки.
Техника RESET (РЕЗЕТ)
RESET - аббревиатура от Rafferty Energy System of Easing the Temporomandibular Joint («Рафферти Энергетическая система по расслаблению височно-нижнечелюстного сустава»). Техника разработана австралийским кинезиотерапевтом Филиппом Рафферти.
РЕЗЕТ в кинезиологии - это техника снятия напряжения с мышц нижней челюсти, височно-нижнечелюстного сустава путем мягкого прикосновения, воздействия без давления и боли.
Состояние височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) влияет на организм в целом: на состояние мышц, связок, суставов, нервной системы, кровеносной системы.
Причины разбалансировки ВНЧС:
- Стресс и перенапряжение
- Невозможность сказать то, что хочется
- Подавление негативных эмоций
- Ношение брекетов
- Стоматологические манипуляции
Польза от метода RESET
Уже через несколько процедур человек замечает изменения к лучшему:
- Спазмированные и перегруженные мышцы головы, тела приходят в нормальный тонус.
- Повышается упругость кожи лица.
- Здоровый сон и быстрое засыпание.
- Равновесие в гормональной системе организма.
- Улучшение пищеварения.
- Уменьшение или освобождение от головной боли, мигрени, синуситов, аденоидов, различных мышечных болей.
- Лучшее усваивание воды, витаминов, минералов.
- Детоксикация — очищение организма.
- Повышение способности к обучению.
- Активизация памяти, концентрация внимания.
- Чувство бодрости, уверенности в своих силах.
- Эффективен в работе с паническими атаками.
- Помогает при хронической усталости и невралгии, энурезе.
Сеанс RESET длится от 15 до 40 минут. Не имеет противопоказаний. Сеансы можно проводить детям и взрослым.
Примерный перечень проблем, с которыми можно работать по методу RESET:
- неправильный прикус, ношение брекетов;
- проблемы с зубами (частые инфекции полости рта, период до и после посещения стоматолога);
- бруксизм (скрип зубами), хруст в челюсти;
- частые головные боли (боли напряжения), бессонница;
- боли в шее, спине, проблемы с осанкой;
- боли в суставах;
- логопедические проблемы, заикание, тики;
- частые гаймориты, синуситы, отиты;
- острые и хронические стрессы, нехватка сна и отдыха;
- нехватка питательных веществ, плохое усвоение воды организмом;
- аллергия;
- энурез.
Важно! Метод РЕЗЕТ не является средством медицинского лечения и ни в коем случае не отменяет медикаментозного лечения (если такое назначено врачом), а является отличным дополнением к нему.