Интеграция (слаженная работа) всех сенсорных систем в процессе развития ребенка является базой в пирамиде обучения ребёнка. Его интеллект, поведение, речь зависит от сенсорной интеграции.
Ребенку нужна сенсорная интеграция (или, как минимум, диагностика), если вы наблюдаете следующие признаки:
- Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или, напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
- Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
- Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани одежды, постельного белья, определенные фасоны одежды (например, водолазки, свитера с горлом), жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком.
- Снижение болевой и температурной чувствительности.
- Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, поскольку чувствует себя неустойчиво.
Существует отдельная категория детей с сенсорной дезинтеграцией (сенсорной дисфункцией), которым необходим сенсорный терапевт. Кроме того, такие занятия могут понадобиться детям с ЗРР, ЗПР, ОНР, СДВГ, аутизмом.
На занятия принимаются дети в возрасте от 1.5 до 7-9 лет.
Сенсорная интеграция
Специалист по сенсорной интеграции необходим, если у ребенка наблюдаются нарушения или особенности развития сенсорных систем:
- слуховой: не любит громких звуков, боится шумов, закрывает уши, остается в классе на перемене или, наоборот, часто не слышит, когда к нему обращаются;
- зрительной: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы;
- тактильной: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок, нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком.
Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
- Моторные, вестибулярные дисфункции: неуклюжесть, неловкость движений, избегание спортивных площадок, горок, игр с мячом. Ребено никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, поскольку чувствует себя неустойчиво.